
Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Мари Уайтхауз
Мари Уайтхауз (1911—1979). Уайтхауз, как и Эспенак, училась в известной балетной школе у Вигман в Дрездене. Затем она осваивала технику Грэхэм. Много лет Уайтхауз была профессиональной танцовщицей в стиле free dance — свободный танец — и занималась педагогической деятельностью. Первый контакт с танцевальной терапией произошел у нее тогда, когда она прочитала статью о работе с […]
Онлайн тренинг для хореографов!
Завтра целый день он-лайн интенсив для «современниых» хореографов! Такое я встречаю впервые! Я думаю это будет круто!!! «Он-Лайн лекции — это новый очень простой способ получить массу информации за минимум усилий. Никуда не нужно ехать, спешить - необходимо просто присоединиться к проекту и провести время с пользой!» "ТОППИНГ — это очень большой рывок в танцевальном образовании в нашей стране. Каждый […]
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
Труди Шоуп
Труди Шоуп (1903—1993). Шоуп известна своим талантом чувствовать мир шизофрении. По ее собственному свидетельству, она ощущала родство с пациентами, имеющими психотические расстройства. Как художник она могла пойти за их фантазиями и перевести их в действительность, разделяя при этом то, где их фантазия, а где действительность, и всегда ощущая баланс между ними.
В подростковом возрасте Шоуп имела некоторые черты шизофрении. В то время ее чувства бурно развивались, и она переживала себя как расколотую пополам. Собственный опыт пробудил в Шоуп желание помочь больным шизофренией собрать свое расколотое «Я» и рискнуть, осмелиться встретиться с действительностью. Она была убеждена, что, для того чтобы найти в себе силы для встречи с реальной действительностью, не обязательно лишаться своих фантазий. В своей работе Шоуп входила внутрь мира шизофрении, чтобы затем осторожно заманить пациента увидеть внешний мир, в котором тоже можно жить. Танцевальный терапевт и клиент вместе по-новому оценивают и смягчают проблемы действительности и гипертрофированное воображение пациента (Schoop, Mitchell, 1974).
Шоуп выросла в артистической семье в Цюрихе, в Швейцарии. Все дети в ее семье были художественно образованны, их дом всегда был открыт для гостей самых разных художественных профессий. Она выбрала для себя танцевальную карьеру, начавшуюся у Эллен Теле (Ellen Tells), одной из учениц Дункан. После этого какое-то время она обучалась у Вигман, но без энтузиазма. Но рядом с ней находился Лабан, который подбадривал ее развивать свое танцевальное образование, желая научить ее танцу, чтобы она стала новой Вигман. Но сама Шоуп в то время не испытывала никакого желания быть новой Вигман. Она развивала собственный танцевальный стиль. Ее специальностью была политическая танцевальная пантомима. Она собрала свою труппу и много лет гастролировала с ней по всей Европе. И неизменно искрящийся юмор оставался ее отличительной чертой, как в хореографии, так и в последующей танцевально-терапевтической работе.
Шоуп начала свою работу с больными шизофренией в Camatillo State Hospital в Калифорнии в 1948 г. и работала там в течение двенадцати лет. Впоследствии она описала свою работу в книге «Присоединяетесь к нашему танцу», ставшей классикой (Schoop, Mitchell, 1974), в которой сообщает, что результат превзошел все ее ожидания, когда она начала пытаться оценить и объяснить действительность посредством танца. Заметив эффект своей работы, она очень быстро начала описывать свою практическую работу и изучать ее.
Шоуп предложила много практических рекомендаций для танцевальных терапевтов. Она указывала на необходимость быть терпеливым, потому что танцевальная терапия может быть долгим процессом. На этом пути могут встретиться много трудностей, поэтому терапевт должен постоянно готовиться и развивать свою методику, но не выстраивать при этом точных и жестких планов работы. Танцевального терапевта все время должны направлять спонтанные чувства пациента, которые он раскрывает в своем теле.
Начиная работу с воспроизведения пациентом ранних базовых движений, предлагая ему ползать, кружиться, идти, далее можно переходить к более сложным упражнениям. Следующим шагом должны быть движения, помогающие пациенту открыть свою свободу и креативность в чувствах. Шоуп предостерегала от использования художественного языка, так как пациент может иметь другие ассоциации, отличные от тех, которые предлагает терапевт.
Шоуп развивала свою собственную жизненную философию, которая отражалась и на ее терапевтической работе. Она считала, что мы в течение жизненного развития постоянно пересекаем две линии. Первая представлена внешним опытом, который космически трансцендентален и универсален, и жизненной энергией, которая видоизменяется в течение жизни, но которая есть у всех. Вторая линия — это человеческое существование здесь, на земле, где каждый индивид рождается в конкретном обществе, у конкретных родителей, принадлежит отдельной расе, культуре и обществу. Соответственно, считала Шоуп, каждый человек уникален в своем роде, но он же и дитя космоса — внешнего опыта — и не должен забывать этого. Танец помогает вернуть ему память об этом и сделать обе эти линии осознанными (Bernstein, 1980).
В течение всей жизни человек танцует в своем собственном ритме и времени и употребляет свою лучшую энергию. Он чувствует безопасность на том полу, где стоят его ноги, испытывает свои мускулы на растяжение и сжатие. Ритмическое топанье ногами в народных танцах является в то же время вечным человеческим топаньем. Мышцы отвечают на нужды тела приседать, вертеться. Шоуп считала, что танцовщик имеет возможность сразу же включать две линии присутствия — физическую и чувственную. Цель ее танцевальной терапии состоит в том, чтобы соединить расколотые картины тела больных шизофренией в одно целое, чтобы это целое тело нормально функционировало, постоянно балансируя между расслаблением и напряжением.
Оставаться целостным человеком очень трудно, потому что общество часто заставляет скрывать свои чувства и мысли. Но несмотря на это важно чувствовать обе свои стороны — темную и светлую. Каждый человек состоит из противоположностей. Эти противоположности есть картины правды бытия человека. Но есть люди, считает Шоуп, которые ощущают только одну из двух сторон. Тогда как по своей природе люди являются уникальными существами, которые постоянно переходят из одного состояния в другое в своем личном мире. Наиболее сильно это ощущают больные шизофренией. Задача терапии Шоуп в том, чтобы помочь им открыть эти свои тайные переходы, не бояться их, научиться жить с ними в этом мире. Но прежде им необходимо испытать себя в совокупности и ощутить себя в действительности (Intervju med Trudi Schoop, Bad Ragaz, 1980).
В своей танцевальной терапии Шоуп употребляла специальный способ анализа тела вместе с пациентом. Она изучала дыхание, телесные поведения, телесные напряжения, ритм и характер использования комнаты.
Дыхание может с напряжением проходить через все тело, но через наблюдение за своим дыханием можно полнее ощущать себя.
Центр тела очень индивидуальное место для человека. Он открывает физические и чувственные возможности и тем самым может служить компасом для ориентации. Центр тела говорит об отношении индивида к себе и к миру. Прямая или кривая спина пациента? Стоит он на двух ногах или балансирует на одной? Ощущает ли свое тело как целое или только его отдельные части? Какие части тела он осмеливается показать?
Телесное напряжение специфично для каждого человека. Его превышение влечет за собой разрыв всей телесной энергии. Какой градус напряжения удобнее для пациента? Увеличение напряжения в теле идет параллельно с интенсификацией чувств и, наоборот, уменьшение чувств действует расслабляюще на телесные напряжения.
Ритм универсален для каждого человека и в то же время очень индивидуален. Человек имеет свой ритмический пульс. Шоуп помогала пациенту запустить свой ритм и слышать этот ритм у себя внутри. Тот человек, который учится слушать и акцентировать собственный ритм, становится независимым, он начинает понимать свои потребности и уже может сказать «Я не хочу» так же, как «Я хочу». Использование пространства комнаты дает информацию о том, как человек себя чувствует. Где в комнате он находится? Занимает он всю комнату, или только идет по краю, или находится в углу? Взвешено ли его решение о том, в каком направлении он будет двигаться? Даже эта информация может дать подсказку о том, как тело преодолевает прямую конфронтацию с другими телами, о том, как человек функционирует в действительности.
Шуп отдавала предпочтение работе с психотическими состояниями. Она полагала, что выяснить, где есть психоз, довольно сложно. И часто специалисты не идут дальше простого описания симптома. Если бы здоровый человек мог жить внутри себя и понимать, каково это быть в психотическом состоянии, тогда он мог бы попытаться вспомнить это состояние в снах или фантазиях. И это возможно. В то же время сны и фантазии в психотическом состоянии отражают части и куски действительности, но они не могут стать логичными. Границы оказываются открытыми. Фантазии — это позитивные силы в жизни. С помощью фантазии можно понять мир шизофрении. Шоуп сопровождает своих пациентов внутрь их психотического мира и строит мост для перехода к практической действительности, показывая им, что они могут очень хорошо жить и в этой действительности. Ее целью является активизировать возможность задействования сил для повседневной жизни без полетов в ставший привычным фантастический мир. Успехом терапии Шоуп считала осознание пациента, что он может фантазировать и в то же время крепко стоять на ногах в действительности.
Шоуп структурировала танцевальную терапию для больных шизофренией. На каждой сессии красной строкой идет специальная тема, задача, которая является платформой для достижения цели сессии. Все пациенты вместе решают, какие части тела будут задействованы или не будут использованы, а затем осуществляют использование этих частей вместе. Задачи могут быть различны:
- восстановить гармонию между душой и телом;
- стимулировать пациента видеть разделение между фантазией и действительностью, после чего терапевт поощряет сыгранность между ними;
- поднять наверх личные чувственные конфликты и придать им физическую форму, чтобы переработать их конструктивным способом;
- задействовать разные формы движений, чтобы индивидуальный талант приспособился к своей окружающей среде. Это дает индивиду понимание себя самого как единого человека (Bernstein, 1979).
Шоуп всегда отмечала интегрированность пациента. Но в то же время терапевт должен вдумчиво вести диалог, чтобы ни в коем случае не подавлять пациента. Это подразумевает, что терапевт должен отмечать для себя все страхи пациента и его подсознательное поведение. Она отмечала, что уход и лечение этих пациентов подразумевают очень сильную медикаментозную терапию, вплоть до смирительных рубашек. Но Шоуп не имела ничего кроме танца для своих несчастных, больных шизофренией пациентов. В ее распоряжении был только танец, и через танец она давала им больше, чем жизнь!
Она переживала со своими пациентами их беспокойство. Они вместе ангажировали такое понятие, как «просто жить». И в танце находили радость от существования...
Итак, способы работы пионеров танцевальной терапии зависели оттого, с какой группой пациентов они работали. Мэриан Чейз и Труди Шоуп, которые работали с пациентами с ранними нарушениями, развивали свою работу в ситуации «здесь и сейчас» и фокусировались на том, чтобы сделать чувства осознанными. Чейз принимала на себя роль ведущей в терапии и сама вместе с пациентами создавала движения. И у нее, и у Шоуп на первом месте стояли движения. Их диалог в терапии — движенческий диалог.
Уайтхауз, напротив, работала со здоровыми группами «нормальных взрослых невротиков», и ее терапия могла быть более интенсивной и глубокой. Она работала не только с ситуацией «здесь и сейчас», но и с более глубинным материалом прошлого. Уайтхауз не имела ведущей роли, большую часть сессии она наблюдала свободные импровизации своих клиентов. Эспенак же свободно двигалась между ведущей и наблюдающей ролями (Levy, 1988).
К записи "Труди Шоуп" оставлено 2 коммент.
Оставить комментарий

Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010
Отличный сайт! Буду заходить часто.
Вот такая сила импровизации!