Последнее обновление: 3 Октябрь 2016 в 14:55
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
    3 Октябрь 2016 · Новости

    ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]


    24 Май 2011 · Contact Improvisation

    В городе Омске с 1999 по 2001год было создано два новых танцевальных коллектива. Один из них назывался омский Театр Импровизации (ОТИ).


    Как и планировалось Театр приступил к постановочным работам спектакля «О болоте, о работе, о черном золоте». Идет напряженная работа над сценами «Свадьба»,  "Гимнастика", «Таежный десант» и др. Кроме сценического варианта, предполагается создание видеофильма по спектаклю с использованием натурных съемок в лесу, на Оби, на буровой, в жилых кварталах и квартирах города. Съемки планируются в летний период. […]


    Получай новые статьи на почту

    Ваш e-mail:

    Группа портала в Одноклассниках

    Заработок без вложений

    Рекламодателям
    15 Апрель 2011

    4 базовых механизма ИТДТ. Механизм 4

    Изменение состояния сознания в танце

    предметыМножество измененных состояний сознания (ИСС) может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. Хотя это всего лишь метафоры, они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Опыт суженных ИСС говорит о том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации. Расширенные состояния сознания (РСС) подразумевают «расширение поля внимания», мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над «выходом» из ИСС (Козлов, 200!). Танцевальные техники обращаются к обоим классам состояний.

    В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм их возникновения — длительная монотония движений, ритма музыки и дыхания. Существует опыт «отпускания тела», но он имеет смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста). Вне включения в больший контекст эти техники будут только разновидностью психоэмоциональной разрядки, облегчающей сиюминутное состояние, но не приводящей к трансформационным изменениям.

    В техниках импровизации РСС возникает за счет расширения поля внимания, которое необходимо, чтобы одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени... и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего время «расширяется», но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, протяженно и вместе с тем — мгновенно, моментально, «пролетает незаметно».

    Это расширение «разбирает» привычную систему фиксации внимания, и либо привычные стереотипы оказываются сильнее, и система фиксируется жестче, либо система «body/mmd/spirit» переходит в другой режим функционирования, тонкого динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки для «пробоя» бессознательного, моментально утилизируемого в художественных целях.

    В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Д. Чодороу пишет, что «танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. „Движущийся" часто начинает танец лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, „движущийся" воссоздает ситуацию, во многом напоминающую „сенсомоторный поток переживаний младенца"». Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства, — радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с «наблюдателем», олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по С. Грофу).

    Свободный поток импульсов, ассоциаций и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает внимание и по логике развития близок к прихотливой динамике сна — любые темы, мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит нас за пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого, — честность и внимательность к телесным импульсам.

    Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими формами жизни — животными, насекомыми и т. п. Эти переживания обладают также вполне человеческим смыслом; по классификации Д. Чодороу, они относятся к «примитивному» (primordial) бессознательному.

    Во время процесса Аутентичного Движения также могут появиться особенно значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии трактуемые как архетипы.

    Во внутреннем плане они характеризуются:

    1. изменениями образа тела (его пропорций, возраста, человечности его формы);
    2. соединением образной и, иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны и значимы.

    Дополнительным «обеспечением» ИСС в Аутентичном Движении является ритуальная структура сессии: «магический круг», роли «mover/witness», задающие границу состояний, и т. д.

    Особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания. Слово «экстаз» — греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном переводе буквально означает «из равновесия», или «из состояния», или «смещение»; в разговорной речи оно обычно употребляется в значении «крайней степени возбуждения» или «восторга».

    Греческое «экстаз», как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому ek-sisteo — «вы-ступаю» (экзистенция). В философско-культурологическом контексте есть смысл переводить слово «экстаз» как «выход-из-себя». В танце движется, «выходит-из-себя» весь человек — его тело, чувства, память, воображение.

    Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипнов и отпускание тела в импровизации мы можем обратиться к этому древнейшему экстазу движения. Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовский в работе «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности» приходит к выводу, что экстаз — естественное состояние человека. И если человек — не патология природы, но ее естественная часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какойто своей части, в какой-то мере экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность, или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому, «оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку... ». Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать. И напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству, к творческому вдохновению.

    Наряду с общепринятым понятием экстатичных танцев существуют инстатические танцы — углубленная медитация на движении, самопорождающий поток тела на грани появления/исчезновения, подвижное сосредоточение.

    Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:

    • длительная монотония;
    • расширение (сужение) поля внимания;
    • регрессия;
    • сильные эмоциональные (экстатические) переживания.

    Целью использования ИСС в танце является нахождение и освоение ресурсных (потоковых) состояний сознания.

    Еще раз напомним, что эти механизмы задействованы не только в ИТДТ. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Так, при обучении определенному репертуару или при постановке конкретной хореографии аспект отреагирования будет только мешать поставленным целям (что часто и происходит в непрофессиональной и полупрофессиональной среде).

    В клинической и психодинамической ТДТ отрицается или игнорируется значение и роль ИСС, хотя некоторые из пионеров танцтерапии прямо указывали на значимость «трансовых состояний сознания» в процессе исцеления (например, Ф. Боаз).





    Оставить комментарий

    О СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ И НЕ ТОЛЬКО…
    Здравствуй посетитель моего блога! Меня зовут Владимир Супруненко. Я автор и владелец блога \"Человек танцующий\". Это блог о современном танце, но не только. Человек не может жить и существовать в рамках одного увлечения или профессии. Жизнь многообразна, поэтому и информация на блоге, я надеюсь, будет интересна широкому кругу читателей.

    Видео

    Избранное видео

    Twitter

    Наш микроблог на Twitter

    ФОТОКОЛЛЕКЦИИ

    Подпишись на меня в Pinme

    ИНСТАГРАМ

    Instagram

    Моя лента на Twittere

    Погода

    Погода от Метеоновы по г. Стрежевой