Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Культурные идеалы
Культурные идеалы, традиции отношения к своему телу разных народов вв исторической перспективе.
Приключения итальянца в России
Меняются времена, появляются новые стили и направления. Динамичный и живой русский итальянец Константин Килин с горящими глазами показал нам свое видение этих направлений.
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
4 базовых механизма ИТДТ. Механизм 3
Экспрессия
Это способность танца быть выражением разнообразных человеческих чувств, состояний и отношений. Важно отметить, что если проявления табуированных эмоций и импульсов в повседневной жизни встречают естественное сопротивление, то культурно-исторически сложилось так, что танец воспринимается как более легитимный способ проявить крайности и разнообразие.
Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; это движения тела, которые индивидуальны для каждого человека; танец может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, символически выражая таким образом человеческие возможности и конфликты.
В силу того, что танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, пониманию «Я». Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось наневербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и, естественно, оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии.
Этот механизм реализуется двумя способами:
1.Танец как психоэмоциональная разрядка, катарсис.
Основная предпосылка танцевальной терапии состоит в том, что, когда люди танцуют, они выражают значимые чувства. Кулак, гневно бьющий в воздух, голова, склоненная в смущении, многое значат для танцтерапевта. С помощью танцтерапии клиентам легче выражать болезненные, пугающие чувства, и проживая, проще освободиться от них. После проживания этих чувств в танце им легче начать говорить об этих чувствах и перестать выстраивать барьеры между собой и другими.
X. Пейн подчеркивает, что применение танца в терапии основано на его катарсической природе: «Катарсическая природа танца освобождает напряжение, вызванное стрессом, принося облегчение. Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые представляют собой релаксацию и сублимацию.Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания»(Payne, 1992, с. 6).
Эту идею автор подтверждает многочисленными исследованиями, которые показали, что:
- эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор;
- энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций;
- разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации;
- уменьшение тревожности в танцевальных группах было значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах.
Естественно, что в ИТДТ отреагирование не ставится как собственно цель, оно может быть лишь этапом в понимании и принятии себя, необходимым, но всегда недостаточным для достижения реальных изменений.
При работе с чувством как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:
- чувства и эмоции имеют очень динамичный и «текучий» характер, и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито;
- любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства, часто к его гибели;
- любые достаточно сильные чувства (депрессия, чувство одиночества, любовь, сексуальное чувство и др. ) полностью «захватывают» личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии. Индивидуальное сознание теряет субъектность, а чувство перестает быть объектом проживания. В данной ситуации мы можем говорить о полном и тотальном доминировании языка чувств на уровне глобального «мироощущения», восприятия мира внутреннего и внешнего.
Из вышеназванных моментов мы можем сделать несколько тактических выводов:
- Для стабильности и эффективности работы необходимо опираться на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: секс, страх смерти, стремление к превосходству, эгоизм, жажда жизни и др.
- Следует развивать в личности созерцательность и состояние присутствия. Основная цель — научиться тотально проживать целостность чувства.
- Надо формировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием.
2. Танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение, поэзис.
Этот способ больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.
Танец символически и в то же самое время реально выражает различные жизненные качества и коллизии. Достаточно упомянуть ряд тем, рассматриваемых на занятиях: полеты и падения, поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие другие. Эти темы являются метафорами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга. Именно непосредственный характер проживания этих тем и соединение его с осмыслением и осознанием места этих тем в жизни человека помогают прояснению неосознаваемых предпочтений и началу их изменения.
Самовыражение — область expressive arts — развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом или темой в танце, имеющими для танцующего особую эмоциональную значимость. Эти образы могут быть взяты из сновидений, фантазий, значимых литературных произведений, выкристаллизоваться в импровизационном танце или аутентичном движении.
Это может быть движение от конкретного чувства или переживания жизненной ситуации к творческому и честному проживанию его в танце, раскрытие их в динамической, одновременно непосредственной и символической форме, перераспределение энергии и смыслов в пространстве личности, соприкосновение с надличностными переживаниями в движении. Этот механизм работает не только в индивидуальном терапевтическом танце, но и парном (диадном) и групповом.
Оставить комментарий
Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010