Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Танцы на грани весны
Это конкурс можно было бы назвать «Танцы на грани весны»
Где вы ощущаете гнев, страх, горе, любовь?
Как вы узнаете, что вам хорошо, больно, скучно или страшно? Как вы узнаете, что доверяете или не доверяете кому-то? Как вы узнаете, что вы счастливы или печальны? Вспомните, когда вы последний раз плакали от смеха и последний раз горько рыдали. В обеих ситуациях слезы текли из глаз, но разве вы не знали, что это разные […]
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
4 базовых механизма ИТДТ. Механизм 3
Экспрессия
Это способность танца быть выражением разнообразных человеческих чувств, состояний и отношений. Важно отметить, что если проявления табуированных эмоций и импульсов в повседневной жизни встречают естественное сопротивление, то культурно-исторически сложилось так, что танец воспринимается как более легитимный способ проявить крайности и разнообразие.
Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; это движения тела, которые индивидуальны для каждого человека; танец может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, символически выражая таким образом человеческие возможности и конфликты.
В силу того, что танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, пониманию «Я». Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось наневербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и, естественно, оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии.
Этот механизм реализуется двумя способами:
1.Танец как психоэмоциональная разрядка, катарсис.
Основная предпосылка танцевальной терапии состоит в том, что, когда люди танцуют, они выражают значимые чувства. Кулак, гневно бьющий в воздух, голова, склоненная в смущении, многое значат для танцтерапевта. С помощью танцтерапии клиентам легче выражать болезненные, пугающие чувства, и проживая, проще освободиться от них. После проживания этих чувств в танце им легче начать говорить об этих чувствах и перестать выстраивать барьеры между собой и другими.
X. Пейн подчеркивает, что применение танца в терапии основано на его катарсической природе: «Катарсическая природа танца освобождает напряжение, вызванное стрессом, принося облегчение. Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые представляют собой релаксацию и сублимацию.Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания»(Payne, 1992, с. 6).
Эту идею автор подтверждает многочисленными исследованиями, которые показали, что:
- эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор;
- энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций;
- разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации;
- уменьшение тревожности в танцевальных группах было значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах.
Естественно, что в ИТДТ отреагирование не ставится как собственно цель, оно может быть лишь этапом в понимании и принятии себя, необходимым, но всегда недостаточным для достижения реальных изменений.
При работе с чувством как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:
- чувства и эмоции имеют очень динамичный и «текучий» характер, и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито;
- любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства, часто к его гибели;
- любые достаточно сильные чувства (депрессия, чувство одиночества, любовь, сексуальное чувство и др. ) полностью «захватывают» личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии. Индивидуальное сознание теряет субъектность, а чувство перестает быть объектом проживания. В данной ситуации мы можем говорить о полном и тотальном доминировании языка чувств на уровне глобального «мироощущения», восприятия мира внутреннего и внешнего.
Из вышеназванных моментов мы можем сделать несколько тактических выводов:
- Для стабильности и эффективности работы необходимо опираться на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: секс, страх смерти, стремление к превосходству, эгоизм, жажда жизни и др.
- Следует развивать в личности созерцательность и состояние присутствия. Основная цель — научиться тотально проживать целостность чувства.
- Надо формировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием.
2. Танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение, поэзис.
Этот способ больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.
Танец символически и в то же самое время реально выражает различные жизненные качества и коллизии. Достаточно упомянуть ряд тем, рассматриваемых на занятиях: полеты и падения, поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие другие. Эти темы являются метафорами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга. Именно непосредственный характер проживания этих тем и соединение его с осмыслением и осознанием места этих тем в жизни человека помогают прояснению неосознаваемых предпочтений и началу их изменения.
Самовыражение — область expressive arts — развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом или темой в танце, имеющими для танцующего особую эмоциональную значимость. Эти образы могут быть взяты из сновидений, фантазий, значимых литературных произведений, выкристаллизоваться в импровизационном танце или аутентичном движении.
Это может быть движение от конкретного чувства или переживания жизненной ситуации к творческому и честному проживанию его в танце, раскрытие их в динамической, одновременно непосредственной и символической форме, перераспределение энергии и смыслов в пространстве личности, соприкосновение с надличностными переживаниями в движении. Этот механизм работает не только в индивидуальном терапевтическом танце, но и парном (диадном) и групповом.
Оставить комментарий
Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010