Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Танцуй с нами!
НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СЕЗОН! Театр Танцевального Пространства “КОЛЛАЖ” по традиции приглашает новых исполнителей в труппу Театра. Это 23 сезон, из которых 20 лет Коллаж работал в Стрежевом как самодеятельный коллектив и з года (с 1999 по 2002г.) в г. Омске – как профессиональный. Последние годы Театр отдает предпочтение в своей работе молодежи г. Стрежевого (с 14-16 […]
4 базовых механизма интегративной танцевально-двигтельной терапии (ИТДТ). Механизм 1
Первичный танец Под «первичным танцем» мы подразумеваем естественную, первобытную «радость движения». «Словами нельзя передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием, которые охватывают танцующего человека» (Shoop, 1974). Этот аспект танца присутствует практически в любом опыте спонтанного танца. Он проявляется и в хореографии, но только в случае индивидуального мастерства танцовщика, его возможности каждый раз проживать […]
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
Мэриан Чейз
В продолжение прошлого поста публикую статью об одной из четырех танцовщиц современного танца, которые стояли у истоков танцевальной терапии.
Мэриан Чейз (1886—1970). Иоанна Гринберг (Joanne Greenberg) — писательница, больше известная под псевдонимом Ханна Грин, описывает в своих статьях и книгах ее встречи с Чейз в психиатрической больнице Chestnut Lodge в Вашингтоне, где она находилась на лечении и куда Чейз была приглашена психиатром и психотерапевтом Фридой Фромм-Райхман, знавшей об ее успешной работе в рамках другой клиники.
Гринберг пишет: «Сначала я боялась, что мисс Чейз будет пытаться проникнуть в мою личную интимную сферу. Но говорить я могла и дома, но уж никак не осмеливалась как-то развить свое тело» (Greenberg, 1973).
Спустя год Иоанна Гринберг была приглашена на занятие танцем с Чейз, но на этот раз в качестве демонстратора. Прошло много времени, пока она поняла, что скучает по таким занятиям, когда-то положительно повлиявшим на ее психику. Она увидела большую разницу между тем, что получила от танцевальной терапии и вербальной психотерапии. Чейз не истолковывала невербальные проявления, выслушивала молча все, что она говорила, а затем они танцевали. «Я чувствовала, что меня уважают», — писала она (Greenberg, 1973).
Чейз начинала свою карьеру танцовщицей в известной труппе Dennis-Shawn балет. Затем она основала свою собственную танцевальную школу. Но выступая в роли танцевального педагога, она вскоре поняла, что ее ученики хотели получить от танца нечто большее, чем только правильную технику движений. Из года в год она наблюдала, как сильно устают ее ученики, занятия которых были представлены одними лишь физическими тренировками. Они же, напротив, хотели как можно больше получить от танца как способа самовыражения. И именно это навело ее на мысль, что танец может подойти для лечения больных шизофренией.
Когда в 1942 г. Чейз начала работать с группой больных в St. Elizabeth's Hospital в Вашингтоне, она собрала вокруг себя весь персонал, врачей и медсестер, и посвятила свой рассказ тому, как трудно приблизиться к расколотым пациентам. Через год она уже представила схему лечения. Чейз была уверена в самой себе и в своем танце, ей удалось вселить надежду во всех, кто видел, как пациенты, работавшие с ней без слов, исключительно посредством танца, постепенно выходили из своего изолированного мира (Chaiklin, 1975).
Чейз никогда не теряла самообладания и часто выходила победителем из самых сложных ситуаций. Однажды она проводила сессию танцевальной терапии в тюрьме с пятнадцатью заключенными мужчинами. Вначале она была встречена ими враждебно. Но Чейз не показала страха. Она принялась маршировать в такт по кругу. Громким голосом, почти как сержант, она командовала мужчинами, меняя темп и движения, выполняя довольно сложные физические упражнения. У мужчин просто не оставалось времени на то, чтобы выразить свой протест. И очень скоро их движения изменились — они начали совместный танец друг с другом. А после начали рассказывать о своих чувствах к женщинам, изоляции, одиночестве (Pasternak, 1970). По свидетельству ассистента Чейз Катарины Пастернак (Catherine Pasternak), Чейз «всегда имела две стороны одной медали. С одной стороны, она могла быть мягкой и чувствительной, с другой — суровой и требовательной» (Pasternak, 1970). Она могла завоевать самых строптивых пациентов. Если кто-то испытывал проблемы в присоединении к пациенту, то на помощь призывалась Чейз. Она открывала возможности коммуникации посредством танца с самыми разными группами больных. Чейз всегда проводила систематический анализ своих сессий. Она выступала с лекциями. Ее мысли и идеи горячо обсуждались и развивались ее многочисленными ассистентами, учениками, которые, как и пациенты, писали о Чейз и ее методике. В 1975 г. ее лучшая ученица Харрис Чеклин (Harris Chaiklin) описала принцип методики Чейз, состоящий из четырех пунктов (Chaiklin, 1975): телесное движение, символика, терапевтический контакт через движение, ритмическая групповая активность.
1. Телесные движения отзеркаливают то, как человек себя чувствует. Чейз акцентировала внимание на координации движений. В случае, когда чувства патологичны, телесные картины раскалываются, образуются из отдельных фрагментов. Но если пациент разрешит себе открыться, в нем могут начать происходить изменения, о которых будет свидетельствовать тело. Это является следствием того, что между телесными изменениями и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.
2. В танце чувства принимают символическую форму. Чейз предположила, что как танцовщик, так и пациент с психическими нарушениями используют символические движения для того, чтобы передать свои мысли и чувства. Но если танцовщик сознательно выбирает подходящие движения, обозначая мысль, то у психиатрических пациентов движения бессознательны, они отражают голые чувства. Движения служат опорой для слов, вслед за ними может возникнуть осознание и вербальное выражение того, что происходит с пациентом. Символика танца приглашает его к воспоминаниям, которые он возвращает из глубины своей памяти, из прошлых лет.
3. Объяснение терапевтического контакта через движение. Чейз выстраивала терапевтическую работу на основе движенческого диалога. Она могла входить в сбивчивый шизофренический мир пациента и отражать его сбивчивые телесные ответы в своем собственном теле. Она отражала больные движения, но не остановилась на этом и развивала их, комбинируя и изменяя.
4. Ритмическая групповая активность. Ритм является важным аспектом человеческой жизни. Каждый человек имеет свой личный ритм, дыхание, речь, походку. Но если человек имеет свой специальный ритм, то, по убеждению Чейз, группа, которая работает вместе с ним, тоже должна иметь свое дыхание, пульс. Группа может разделять личные чувства отдельных ее членов, создавать солидарность с ними. Поэтому ритм является важным инструментом телесной осознанности и коммуникативности (Bernstein, 1980).
Мэриан Чейз глубоко понимала ритмические движения и те интуитивные чувства каждого пациента, в которых он нуждается. Она великолепно находила контакт со страхами и тревогами пациентов. Она ломала барьеры изоляции и апатии и находила возможности для того, чтобы открыть людей с психическими нарушениями для диалога.
Оставить комментарий
Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010