Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Танцы на волне
Привожу публикации местных СМИ о Празднике танца. публикация 1: 21 апреля в ДИ «Современник» состоялся городской конкурс хореографических коллективов в рамках фестиваля художественного творчества «На волне города». На сцену вышли 8 коллективов, представивших на суд жюри и зрителей более тридцати номеров — массовых танцев и малых форм. Среди участников был дебютант городского конкурса ансамбль «Казбек», […]
Истоки танцевальной терапии
Закономерности исторического развития танца, теории движения, как истоки танцевальной терапии.
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
Мари Уайтхауз
Мари Уайтхауз (1911—1979). Уайтхауз, как и Эспенак, училась в известной балетной школе у Вигман в Дрездене. Затем она осваивала технику Грэхэм. Много лет Уайтхауз была профессиональной танцовщицей в стиле free dance — свободный танец — и занималась педагогической деятельностью. Первый контакт с танцевальной терапией произошел у нее тогда, когда она прочитала статью о работе с помощью танца Чейз с больными шизофренией пациентами St. Elisabeth Hospital в Вашингтоне. Но только лишь после того, как она познакомилась с юнгианским глубоким анализом, она окончательно осознала и убедилась, что танец и движения возвращают индивида к пониманию самого себя. Специальная линия в танцевальной терапии, которую создала Уайтхауз, получила название «движение-из-глуби-ны» («movement-in-depth»).
Во многих статьях, журналах и антологиях она описывала свою методику. В журнале «American Journal of Dance Therapy» в 1977 г. она опубликовала статью о большом значении переноса, присоединения в танцевальной терапии. В своих рассуждениях она базировалась на юнгианских представлениях о переносе. Юнг не был согласен с Фрейдом в том, что перенос содержит эротический и инфантильный материал. Он считал, что перенос может означать что угодно в нашем мире. Можно получить перенос у врача, учителя, друга или знакомого, и он может варьироваться. Перенос имеет специальную интенсивную проекцию. Чувства не такие свободные, как идеи и мысли, и поэтому идентификация с физическим состоянием происходит глубже в тяжесть тела. Поэтому проекция чувств — это цепь к динамическим отношениям между субъектом и объектом, и эта цепь есть перенос-присоединение, которое может быть позитивным и негативным. Аналитики работают непосредственно над активацией бессознательного. Уайтхауз констатировала, что она в танцевальной терапии также активирует бессознательное, поскольку работает с телом.
Уайтхауз развивала также и понятие контрпереноса, задаваясь вопросом о том, какова ее собственная роль и роль любого терапевта, в отношениях с клиентом. По ее мнению, терапевт должен сохранять себя сам для себя. Какая форма переноса происходит в танцевальной терапии? На этот вопрос нет однозначного ответа. Они различны в индивидуальной работе или работе в группе. В группе танцевальный терапевт может и не осознавать материал проекции на себя кого-то из членов группы, никакого собственного переноса у группы не возникает. В группе члены становятся действительно более открытыми, они общаются между собой в танце. Но в индивидуальной терапии процесс происходит прямо от пациента на терапевта.
В танцевальной терапии в то же время перенос очень сложный, потому что все происходит между людьми, которые контактируют не только внутренне, но и физически. Когда двигаешься и прикасаешься к какому-нибудь человеку, то в это же время общаешься с его внутренним «Я». Физическое касание может раскрыть существо человека, все его тело, и в то же время активировать части тела для течения энергии. Эти прикосновения могут быть очень продуктивными для самого переноса, так как дают бессознательный ответ, который ты чувствуешь на сознательном уровне. Танцевальный терапевт чувствует, что прикосновение открывает пациента одновременно на разных планах (Whitehouse, 1977).
Для Уайтхауз главным всегда было выстроить и поднять на поверхность личностное понимание себя самого как индивида. Она, как правило, начинала со структурированных упражнений, после чего переходила к расслаблению и выполнению упражнений на ковре. Затем пациенты легче показывали дорогу для их терапии — появлялась та ниточка, по которой выстраивалась дальнейшая работа. В терапии нет правильного ответа, есть только личный вопрос, который всегда существенней.
Уайтхауз комбинировала мышечные и художественные стороны танца и, используя их, могла одновременно показать внутренний и внешний мир пациента. После нескольких лет практической работы и экспериментов с движениями она в конце концов развила собственную теорию танцевальной терапии. Последняя сформировалась из мыслей, наблюдений и непосредственной практики, соотнесенной с разными теориями, которые использовала Уайтхауз. Она придерживалась всегда своей собственной линии. Это большой риск —полагаться на теории. Теории абстрактны, они отражают только интеллектуальную сторону процесса. Теоретическая модель танцевальной терапии должна охватывать всего человека. Модель Уайтхауз базируется на взятых из анализа Юнга пяти пунктах.
Глубинный анализ означает, что пациент и терапевт вместе добрались до бессознательного пациента. Например, в работе со сновидениями. Техники работы со свободными ассоциациями развивают фантазию.
Раскрытие индивидуальности, уникальное, сознательное развитие ресурсов уверенности у человека. Личное развитие дает возможность переработать сознательное и бессознательное начало. Теоретическая модель несет рациональное и абстрактное начало и нуждается в раскрытии иррациональных и инстинктивных намерений. Люди не могут совсем находиться в себе в своих мотивах поведения и отгораживаться от других, считает Уайтхауз. Каждый человек дает импульс для отзеркаливания себя в других. Терапия состоит в том, чтобы учиться чувствовать себя самого и видеть всех вокруг и мир в том числе.
Полярность. Жизнь всегда бывает «или — или» без «и так и сяк». Но индивид живет всегда «или — или», и он знает, что сейчас хорошо, но может быть и плохо, что все может измениться в лучшую сторону. Черное и белое, день и ночь, мужское и женское — это противоположности , которые изменяют друг друга. То же самое происходит и в танце. Нет движений, которые не имели бы одновременно растяжку и напряжение, расслабление и сжатие. У каждого индивида есть такие полярности. Если работать, учитывая это, можно достичь и развития чувств. Право / лево, верх / низ, открыть / закрыть — все это развивает собственное чувственное восприятие.
Аутентичное движение — это простое движение, не изменяемое, как бы его ни ограничивали. Это движение, являющееся специальным признаком индивида, оно правдивое, постоянное и не выученное. Эти невидимые движения, к которым индивид имеет свободный доступ, могут привести к самовыражению. Уайтхауз хотела с помощью танцевальной терапии помочь людям открыть всю свою индивидуальность и использовать свои внешние и внутренние ресурсы. Она считала, что в теле есть такие части, о которых можно забыть, и именно их надо использовать и развивать. Эти невидимые части тела нужно при помощи аутентичных движений перевести на сознательный уровень.
Активное воображение (Active Imagination) — это процесс, в котором бессознательное имеет возможность к проговариванию и пониманию того, чего и как человек желает, и в то же время сознательно наблюдаемо, соучастно, но не дирижированно, переработано, но не разделено. Бессознательный язык показывает визуальные или вербальные картины, такие как библейские изречения, поэзия, скульптура, танец, которые можно тут же использовать в терапии. Картины и их внутреннее понимание могут быстро найти свое объяснение. Момент внутреннего озарения, концентрация на активном воображении могут дать натуральный эффект даже в обычной жизни. Через воображение можно преобразовать энергию для следующего шага. Уайтхауз задействовала активную фантазию и с помощью движения ангажировала индивида для работы со своими собственными картинами и фантазиями, например, предлагая станцевать свои сны.
Уайтхауз предполагала, что легче противостоять себе самому через уверенно написанные слова и свои собственные картины, которые рождаются в процессе рисования или раскрываются изнутри движения. Но увидеть, что с тобой происходит, оказывается легче всего через танец и спонтанные движения, потому что они менее сознательны, чем живопись и вплетенные в рассказ слова. Тело движется постоянно и не нуждается ни в инструменте, ни во времени или месте. Нужно только уметь его слушать. Импровизационные движения задействуют активное воображение сразу, они развивают и открывают бессознательное в человеке (Bernstein, 1979).
Уайтхауз работала как с группами, так и индивидуально. В группы она включала и мужчин, и женщин. Она имела частную практику и лечила «нормальных взрослых невротиков». Мари Уайтхауз считала, что танцевально-терапевтическая работа с клиентом должна стимулировать к самовыражению. Когда танцевальный терапевт начинает работу с клиентом, его личное должно быть анонимно, чтобы не мешать наблюдать клиента. Танцевальный терапевт должен через наблюдение за движениями клиента суметь понять, как он или она себя чувствуют. Поэтому легче начинать работу с упражнений, простых и доступных для клиента. Недопустимо давление на клиента — терапевт должен уметь ждать, ждать столько, сколько нужно для того, чтобы клиент раскрылся, чтобы он осмелился пойти за своей интуицией. Интуиция, которая может казаться иррациональной и нелогичной, подсказывает, что нужно сделать и — что не менее важно — когда это можно сделать. Если действовать после своей интуиции, появляется риск совершить ошибку. Но чем больше человек идет за своей интуицией, тем сильнее он становится.
В начале сессии танцевальной терапии лучше наблюдать движения клиента, чем делать их самому. Это дает клиенту возможность утвердиться в своих глазах. Вся терапевтическая работа должна сводиться к процессу раскрытия и развития его чувств, его собственного «Я», который, как правило, не требует никаких упражнений и объяснений. Танцевальный терапевт не может осуждать действия клиента, а также показывать, что он знает или понимает о поведении клиента больше него самого. Его цель — предчувствовать, что происходит на поверхности, и сделать так, чтобы клиент сам понял и осознал все, и сам получил ответ. В танцевальной терапии оба — и клиент, и танцевальный терапевт — могут совершенно сознательно и спокойно обсуждать свои чувства (Levy, 1988).
Оставить комментарий
Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010