Комментарии
Приглашаем в наш Театр молодых танцоров!
ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]
Вот и лето прошло...
Сегодня артисты Театра Танца «КОЛЛАЖ» после летних отпусков впервые собрались широким составом для рассмотрения предстоящих выступлений связанных с празднованием Дня города и Дня Нефтяника, которые будут проходить в конце августа и начале сентября. Кто-то из танцоров процитировал песню «Вот и лето прошло...». Все рассмеялись и сразу же приступили к работе над Прологом открытия Дня города […]
Молодежная акция
В Театре идет активная подготовка к молодежной акции, которая состоится завтра.
Метки
Получай новые статьи на почту
Группа портала в Одноклассниках
Заработок без вложений
Истоки танцевальной терапии
В историческом развитии общество изменяется. Оно все дальше и дальше отдаляется от своего прошлого, становится технократическим. И вместе с ним танец все больше и больше уходит от прежнего телесного выражения. Церковь долгое время смотрела на танец как на греховное самовыражение, остаток невежества. Датский музыкальный педагог Бернард Кристенсен (Bernhard Christensen) усматривает ее влияние в том, как танец и музыка становились более искусственными. Он упоминает «определенный церковный запрет на развитие танца и музыки, на их запись и обучение танцу, только привилегированные классы могли включать танцы в этикет» (Christensen, 1983, s. 63). Но человеческое желание и радость движения всегда было сложно подавить, и народная танцевальная эпидемия возрождалась, например, во время праздников урожая. Несмотря на церковную враждебность, народный танец развивался параллельно дворянскому салонному танцу. Техника последнего становилась более сложной и подошла к танцу барокко. Кульминацией этого развития стал классический балет, в основе которого лежит абсолютный контроль над своим телом. Классический балет стремился к открытию души, грации и красивых линий тела, что требовало от исполнителей виртуозной техники. Поэтому классическим балетом занимались только профессиональные танцовщики. Между 1700 и 1800 годами начали развиваться разные танцевальные стили, в каждом из которых существовала своя специальная техника. И профессиональный танцовщик должен был осваивать эти специальные техники.
В это время развивался и народный танец, который вобрал в себя лучшее из культуры танца среднего и дворянского классов. Обратившись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцовщиков совершили революцию в сценическом танце. Им показалось важнее выражать свои чувства через многообразные комбинации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным формам и стилям. Возвращение к народным формам танца дало еще большее развитие современному танцевальному самовыражению, благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии. Некоторые из современных танцовщиков прямо или косвенно повлияли на пионеров танцевальной терапии (Gronlund / Lestrup, 1979).
Теми, кто отказался от строгой системы классического балета, были Айседора Дункан (Isadora Duncan), Марта Грэхэм (Martha Graham), Эмиль Жак-Далкроз (Emile Yaques-Dalcroze), Мари Вигман (Mary Wigman) и Рудольф Лабан (Rudolf Laban).
Айседора Дункан (1878—1927). Дункан произвела сенсацию своими легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые она исполняла, танцуя босиком. Ее танец был чистой импровизацией старинных греческих танцевальных мистерий. Это был чувственный танец. Движения, идущие от природы, ветер, воздух, животные были по-детски инстинктивными. Главным в ее танце было выражение полной свободы (Boman, 1986).
Марта Грэхэм (1892—1991). Грэхэм называли «королевой современного танца». Она обращала внимание на то, чтобы танцовщик заглядывал внутрь себя с целью найти свое прошлое. Танец Грэхэм — очень земной. Многие упражнения танцовщик выполняет сидя или лежа на полу. Сама техника строится на принципе противостояния сосредоточения и расслабления, которые образуют мышечное растяжение и сжатие. Движенческие силы берутся из центра тела, и свободно распространяются оттуда по всему туловищу, в то время как классические балетные движения идут от периферии тела. Важную часть техники, по мнению танцевального педагога и хореографа Сони Сандбери (Sonja Sundbery), составляет дыхание.
Но движения техники Грэхэм, несмотря на кажущуюся свободу, не настолько спонтанны. Танцовщик, который танцует в этой технике, так же как и классический танцовщик, должен владеть ею в совершенстве. Танцевальный терапевт может обогатить свою работу, взяв из этой танцевальной техники только сосредоточенное обращение внутрь себя.
Эмиль Жак-Далкроз (1865—1950). Жак-Далкроз, «отец ритмики», взял от Дункан свободные движения. Он пытался внедрить в танец специальную технику аритмии (arytmie), которая строит мост между музыкой и индивидуальностью. Согласно ему, не существует музыки или индивида отдельно, если есть совместное движение.
Ритмика должна ощущаться осознанно, через мышечные движения, и передавать музыкальный ритм. Как считал Жак-Далкроз, «естественные мышечные ритмические вибрации очень индивидуальны и сосуществуют как живые» (Bertolotto, 1973).
Мари Вигман (1886—1973). Большое влияние на развитие танцевальной терапии оказала Мари Вигман, которая утверждала, что танец — главный из всех искусств, так как посредством всего тела он отражает внутреннюю символическую форму развития. Она сама взяла все лучшее из методики Жак-Далкроза и Лабана. Часть ее креативных упражнений состоит в том, чтобы разрешить чувствам выйти наружу. Целью Вигман не было создание новых танцев, но она искала чувственно развивающие и открывающие танцы (Groenlund / Lestrup, 1980).
Рудольф Лабан (1879—1958). Рудольф Лабан внес много нового в танец. Он утверждал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. Поэтому танцу нужно освободиться от рубашки принуждения, он должен стать доступным для всех, кто хочет танцевать. Лабан считал танец натуральной формой чувственного выражения для всех людей. Он углубил науку о телесных движениях для того, чтобы изучать человеческие обычаи и выразительность. Разработанная им движенческая система подходит и тем, кто профессионально не занимается танцами. Изучая движения тела, Лабан создал платформу для оценки телесного напряжения, его параметров.
Вигман и Лабан разработали несколько хореографических систем, в частности систему о ритме и динамике. Объединение в одну систему чувств и разума, хаоса и порядка в движении позволяет оценить характер и динамику его развития, что нашло свое применение в танцевальной терапии. С одной стороны, движения — это свободные импровизации, которые выражают чувства клиента на невербальном уровне, с другой стороны — четкая структура, которая защищает внутриличностные проблемы.
Лабан разработал две разные системы для того, чтобы анализировать и описывать движения. Это система записи комбинации шагов в хореографии, содержащая символы для изображения динамических и пространственных аспектов движения, и система под названием Effort / Shape (система форм усилий) или LMA=Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана), которую он разработал совместно с Уорреном Лэмбом (Warren Lamb).
Система форм усилий описывает не только определенные шаги, но и то, каким образом они совершаются, характеризуя энергию, качество и динамику движения. Изучая повседневные движения фабричных рабочих, Лабан пришел к выводу, что все движения и их динамику можно описать определенной системой с помощью четырех ее факторов. Он наблюдал четыре усилия (Effort): сила (вес), время, пространство (объем) и течение.
Эти четыре усилия (Effort) могут включаться также в другую систему, которая называется Shape (система форм). Она объясняет, как тело относится к самому себе и к объему. При этом усилия могут противоречить антропологическим характеристикам выполняющего данное движение человека. Изменяя телесное напряжение и характер развития движения, можно добиться свободного течения энергии тела.
Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет два измерения: пространство может быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; течение — свободное и ограниченное.
Это могут быть изменения в частях тела, которые направлены вперед и вдаль от собственного телесного центра, вправо и влево. Это могут быть движения, которые направлены на сужение, открытие или закрытие, и, в конце концов, авансируют растяжения и сжатие (Dell, 1977). Любой тип движений может быть измерен по этим шкалам. Комбинации четырех факторов образуют восемь основных усилий. Движенческий анализ Лабана представляет собой стенографическое описание движенческих приемов, где каждый Effort-фактор, или усилие, основан на факторе Shape и имеет свой специальный символ. Многие танцевальные терапевты описывают движения по этой системе, и это помогает им при диагностике. Но так как описание занимает много времени, то часто легче снять на видеопленку всю танцевально-терапевтическую сессию и только потом анализировать по этой системе. Подобные внимательные исследования дают возможность обратить внимание на изменения, происходящие во время танцевально-терапевтической сессии. LMA имеет большое значение и для практики, и для теории.
К записи "Истоки танцевальной терапии" есть 1 комментарий
Оставить комментарий
Видео
Рубрики
Архивы
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2015
- Февраль 2015
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июль 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Ноябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Июль 2011
- Июнь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Апрель 2010
Интересно было узнать об истории танца.