Последнее обновление: 3 Октябрь 2016 в 14:55
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
    3 Октябрь 2016 · Новости

    ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]


    Сегодня артисты Театра Танца «КОЛЛАЖ» после летних отпусков впервые собрались широким составом для рассмотрения предстоящих выступлений связанных с празднованием Дня города и Дня Нефтяника, которые будут проходить в конце августа и начале сентября. Кто-то из танцоров процитировал песню «Вот и лето прошло...». Все рассмеялись и сразу же приступили к работе над Прологом открытия Дня города […]


    В Театре идет активная подготовка к молодежной акции, которая состоится завтра.


    Получай новые статьи на почту

    Ваш e-mail:

    Группа портала в Одноклассниках

    Заработок без вложений

    Рекламодателям
    7 Май 2011

    Истоки танцевальной терапии

    Танец

     

    В историческом развитии общество изменяется. Оно все дальше и дальше отдаляется от своего прошлого, становится технократиче­ским. И вместе с ним танец все больше и больше уходит от прежнего телесного выражения. Церковь долгое время смотрела на танец как на греховное самовыра­жение, остаток невежества. Датский музыкальный педагог Бернард Кристенсен (Bernhard Christensen) усматривает ее влияние в том, как танец и музыка становились более искусственными. Он упоминает «опреде­ленный церковный запрет на развитие танца и музыки, на их запись и обучение танцу, только привилегированные классы могли включать танцы в этикет» (Christensen, 1983, s. 63). Но человеческое желание и радость движения всегда было сложно подавить, и народная танцеваль­ная эпидемия возрождалась, например, во время праздников урожая. Несмотря на церковную враждебность, народный танец развивался па­раллельно дворянскому салонному танцу. Техника последнего станови­лась более сложной и подошла к танцу барокко. Кульминацией этого развития стал классический балет, в основе которого лежит абсолютный контроль над своим телом. Классический балет стремился к открытию души, грации и красивых линий тела, что требовало от исполнителей виртуозной техники. Поэтому классическим балетом занимались толь­ко профессиональные танцовщики. Между 1700 и 1800 годами начали развиваться разные танцевальные стили, в каждом из которых существо­вала своя специальная техника. И профессиональный танцовщик дол­жен был осваивать эти специальные техники.

    В это время развивался и народный танец, который вобрал в себя лучшее из культуры танца среднего и дворянского классов. Обратив­шись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцовщиков совершили революцию в сценическом танце. Им по­казалось важнее выражать свои чувства через многообразные комби­нации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным формам и стилям. Возвращение к народным формам танца дало еще большее развитие современному танцевальному самовыражению, благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии. Некоторые из современных танцовщиков прямо или косвенно по­влияли на пионеров танцевальной терапии (Gronlund / Lestrup, 1979).

    Теми, кто отказался от строгой системы классического балета, были Айседора Дункан (Isadora Duncan), Марта Грэхэм (Martha Graham), Эмиль Жак-Далкроз (Emile Yaques-Dalcroze), Мари Вигман (Mary Wigman) и Рудольф Лабан (Rudolf Laban).

    Дункан
    Дункан

    Айседора Дункан (1878—1927). Дункан произвела сенсацию свои­ми легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые она исполняла, танцуя босиком. Ее танец был чистой импровизаци­ей старинных греческих танцевальных мистерий. Это был чувствен­ный танец. Движения, идущие от природы, ветер, воздух, животные были по-детски инстинктивными. Главным в ее танце было выраже­ние полной свободы (Boman, 1986).

    Марта Грэхэм (1892—1991). Грэхэм называли «королевой современ­ного танца». Она обращала внимание на то, чтобы танцовщик загля­дывал внутрь себя с целью найти свое прошлое. Танец Грэхэм — очень земной. Многие упражнения танцовщик выполняет сидя или лежа на полу. Сама техника строится на принципе противостояния сосре­доточения и расслабления, которые образуют мышечное растяжение и сжатие. Движенческие силы берутся из центра тела, и свободно рас­пространяются оттуда по всему туловищу, в то время как классичес­кие балетные движения идут от периферии тела. Важную часть тех­ники, по мнению танцевального педагога и хореографа Сони Сандбери (Sonja Sundbery), составляет дыхание.

     

    Но движения техники Грэхэм, несмотря на кажущуюся свободу, не настолько спонтанны. Танцовщик, который танцует в этой техни­ке, так же как и классический танцовщик, должен владеть ею в со­вершенстве. Танцевальный терапевт может обогатить свою работу, взяв из этой танцевальной техники только сосредоточенное обраще­ние внутрь себя.

    Эмиль Жак-Далкроз (1865—1950). Жак-Далкроз, «отец ритмики», взял от Дункан свободные движения. Он пытался внедрить в танец специальную технику аритмии (arytmie), которая строит мост между музыкой и индивидуальностью. Согласно ему, не существует музыки или индивида отдельно, если есть совместное движение.

    Ритмика должна ощущаться осознанно, через мышечные движе­ния, и передавать музыкальный ритм. Как считал Жак-Далкроз, «ес­тественные мышечные ритмические вибрации очень индивидуаль­ны и сосуществуют как живые» (Bertolotto, 1973).

    Мари Вигман

    Мари Вигман

    Мари Вигман (1886—1973). Большое влияние на развитие танце­вальной терапии оказала Мари Вигман, которая утверждала, что та­нец — главный из всех искусств, так как посредством всего тела он отражает внутреннюю символическую форму развития. Она сама взя­ла все лучшее из методики Жак-Далкроза и Лабана. Часть ее креа­тивных упражнений состоит в том, чтобы разрешить чувствам выйти наружу. Целью Вигман не было создание новых танцев, но она иска­ла чувственно развивающие и открывающие танцы (Groenlund / Lestrup, 1980).

     

    Рудольф Лабан

    Рудольф Лабан

    Рудольф Лабан (1879—1958). Рудольф Лабан внес много нового в танец. Он утверждал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. Поэтому танцу нужно освободиться от рубашки принуждения, он должен стать доступным для всех, кто хо­чет танцевать. Лабан считал танец натуральной формой чувственного выражения для всех людей. Он углубил науку о телесных движениях для того, чтобы изучать человеческие обычаи и выразительность. Разработанная им движенческая система подходит и тем, кто профессио­нально не занимается танцами. Изучая движения тела, Лабан создал платформу для оценки телесного напряжения, его параметров.

     

    Вигман и Лабан разработали несколько хореографических систем, в частности систему о ритме и динамике. Объединение в одну систе­му чувств и разума, хаоса и порядка в движении позволяет оценить характер и динамику его развития, что нашло свое применение в танцевальной терапии. С одной стороны, движения — это свобод­ные импровизации, которые выражают чувства клиента на невербаль­ном уровне, с другой стороны — четкая структура, которая защищает внутриличностные проблемы.

    Лабан разработал две разные системы для того, чтобы анализиро­вать и описывать движения. Это система записи комбинации шагов в хореографии, содержащая символы для изображения динамических и пространственных аспектов движения, и система под названием Effort / Shape (система форм усилий) или LMA=Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана), которую он разработал совмест­но с Уорреном Лэмбом (Warren Lamb).

    Система форм усилий описывает не только определенные шаги, но и то, каким образом они совершаются, характеризуя энергию, ка­чество и динамику движения. Изучая повседневные движения фаб­ричных рабочих, Лабан пришел к выводу, что все движения и их ди­намику можно описать определенной системой с помощью четырех ее факторов. Он наблюдал четыре усилия (Effort): сила (вес), время, пространство (объем) и течение.

    Эти четыре усилия (Effort) могут включаться также в другую сис­тему, которая называется Shape (система форм). Она объясняет, как тело относится к самому себе и к объему. При этом усилия могут про­тиворечить антропологическим характеристикам выполняющего дан­ное движение человека. Изменяя телесное напряжение и характер развития движения, можно добиться свободного течения энергии тела.

    Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет два из­мерения: пространство может быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; тече­ние — свободное и ограниченное.

    Это могут быть изменения в частях тела, которые направлены впе­ред и вдаль от собственного телесного центра, вправо и влево. Это могут быть движения, которые направлены на сужение, открытие или закрытие, и, в конце концов, авансируют растяжения и сжатие (Dell, 1977). Любой тип движений может быть измерен по этим шкалам. Комбинации четырех факторов образуют восемь основных усилий. Движенческий анализ Лабана представляет собой стенографичес­кое описание движенческих приемов, где каждый Effort-фактор, или усилие, основан на факторе Shape и имеет свой специальный сим­вол. Многие танцевальные терапевты описывают движения по этой системе, и это помогает им при диагностике. Но так как описание занимает много времени, то часто легче снять на видеопленку всю танцевально-терапевтическую сессию и только потом анализировать по этой системе. Подобные внимательные исследования дают воз­можность обратить внимание на изменения, происходящие во время танцевально-терапевтической сессии. LMA имеет большое значение и для практики, и для теории.


    Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *




    К записи "Истоки танцевальной терапии" есть 1 комментарий

    Интересно было узнать об истории танца.


    Оставить комментарий

    О СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ И НЕ ТОЛЬКО…
    Здравствуй посетитель моего блога! Меня зовут Владимир Супруненко. Я автор и владелец блога \"Человек танцующий\". Это блог о современном танце, но не только. Человек не может жить и существовать в рамках одного увлечения или профессии. Жизнь многообразна, поэтому и информация на блоге, я надеюсь, будет интересна широкому кругу читателей.

    Видео

    Избранное видео

    Twitter

    Наш микроблог на Twitter

    ФОТОКОЛЛЕКЦИИ

    Подпишись на меня в Pinme

    ИНСТАГРАМ

    Instagram

    Моя лента на Twittere

    Погода

    Погода от Метеоновы по г. Стрежевой