Последнее обновление: 3 Октябрь 2016 в 14:55
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
    3 Октябрь 2016 · Новости

    ПРИГЛАШАЕМ В КОЛЛЕКТИВ! В начале 90-ых Театр Танца «КОЛЛАЖ» для жителей своего города стал первооткрывателем новых техник современного танца, таких как: джаз-танец, танец модерн и контактная импровизация. С начала творческой деятельности Театра (1988г.) прошло более 20 лет, но зритель по прежнему неоднозначно воспринимает творчество коллектива, удивляясь и поражаясь каждый раз неординарностью их творческих экспериментов. При […]


    Представляем майские выступления и другие творческие новости Театра Танцевального Пространства “КОЛЛАЖ”. С 1 мая Театр участвует в двух заочных видео конкурсах. Первый осуществляется в рамках реализации благотворительного проекта «ВО ИМЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!», проекта программы Фонда "МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА" при поддержке Международной Ассоциации ЮНЕСКО, Международным Благотворительным Фондом «INSHE ZHITTIA» (г.Киев), который проводит IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ "КОНКУРС БЕЗ […]


    Танцевальный Театр можно вынести в отдельный вид разнообразного мира танцевального искусства.


    Получай новые статьи на почту

    Ваш e-mail:

    Группа портала в Одноклассниках

    Заработок без вложений

    Рекламодателям
    15 Апрель 2011

    4 базовых механизма ИТДТ. Механизм 4

    Изменение состояния сознания в танце

    предметыМножество измененных состояний сознания (ИСС) может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. Хотя это всего лишь метафоры, они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Опыт суженных ИСС говорит о том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации. Расширенные состояния сознания (РСС) подразумевают «расширение поля внимания», мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над «выходом» из ИСС (Козлов, 200!). Танцевальные техники обращаются к обоим классам состояний.

    В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм их возникновения — длительная монотония движений, ритма музыки и дыхания. Существует опыт «отпускания тела», но он имеет смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста). Вне включения в больший контекст эти техники будут только разновидностью психоэмоциональной разрядки, облегчающей сиюминутное состояние, но не приводящей к трансформационным изменениям.

    В техниках импровизации РСС возникает за счет расширения поля внимания, которое необходимо, чтобы одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени... и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего время «расширяется», но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, протяженно и вместе с тем — мгновенно, моментально, «пролетает незаметно».

    Это расширение «разбирает» привычную систему фиксации внимания, и либо привычные стереотипы оказываются сильнее, и система фиксируется жестче, либо система «body/mmd/spirit» переходит в другой режим функционирования, тонкого динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки для «пробоя» бессознательного, моментально утилизируемого в художественных целях.

    В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Д. Чодороу пишет, что «танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. „Движущийся" часто начинает танец лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, „движущийся" воссоздает ситуацию, во многом напоминающую „сенсомоторный поток переживаний младенца"». Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства, — радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с «наблюдателем», олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по С. Грофу).

    Свободный поток импульсов, ассоциаций и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает внимание и по логике развития близок к прихотливой динамике сна — любые темы, мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит нас за пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого, — честность и внимательность к телесным импульсам.

    Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими формами жизни — животными, насекомыми и т. п. Эти переживания обладают также вполне человеческим смыслом; по классификации Д. Чодороу, они относятся к «примитивному» (primordial) бессознательному.

    Во время процесса Аутентичного Движения также могут появиться особенно значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии трактуемые как архетипы.

    Во внутреннем плане они характеризуются:

    1. изменениями образа тела (его пропорций, возраста, человечности его формы);
    2. соединением образной и, иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны и значимы.

    Дополнительным «обеспечением» ИСС в Аутентичном Движении является ритуальная структура сессии: «магический круг», роли «mover/witness», задающие границу состояний, и т. д.

    Особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания. Слово «экстаз» — греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном переводе буквально означает «из равновесия», или «из состояния», или «смещение»; в разговорной речи оно обычно употребляется в значении «крайней степени возбуждения» или «восторга».

    Греческое «экстаз», как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому ek-sisteo — «вы-ступаю» (экзистенция). В философско-культурологическом контексте есть смысл переводить слово «экстаз» как «выход-из-себя». В танце движется, «выходит-из-себя» весь человек — его тело, чувства, память, воображение.

    Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипнов и отпускание тела в импровизации мы можем обратиться к этому древнейшему экстазу движения. Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовский в работе «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности» приходит к выводу, что экстаз — естественное состояние человека. И если человек — не патология природы, но ее естественная часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какойто своей части, в какой-то мере экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность, или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому, «оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку... ». Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать. И напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству, к творческому вдохновению.

    Наряду с общепринятым понятием экстатичных танцев существуют инстатические танцы — углубленная медитация на движении, самопорождающий поток тела на грани появления/исчезновения, подвижное сосредоточение.

    Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:

    • длительная монотония;
    • расширение (сужение) поля внимания;
    • регрессия;
    • сильные эмоциональные (экстатические) переживания.

    Целью использования ИСС в танце является нахождение и освоение ресурсных (потоковых) состояний сознания.

    Еще раз напомним, что эти механизмы задействованы не только в ИТДТ. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Так, при обучении определенному репертуару или при постановке конкретной хореографии аспект отреагирования будет только мешать поставленным целям (что часто и происходит в непрофессиональной и полупрофессиональной среде).

    В клинической и психодинамической ТДТ отрицается или игнорируется значение и роль ИСС, хотя некоторые из пионеров танцтерапии прямо указывали на значимость «трансовых состояний сознания» в процессе исцеления (например, Ф. Боаз).





    Оставить комментарий

    О СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ И НЕ ТОЛЬКО…
    Здравствуй посетитель моего блога! Меня зовут Владимир Супруненко. Я автор и владелец блога \"Человек танцующий\". Это блог о современном танце, но не только. Человек не может жить и существовать в рамках одного увлечения или профессии. Жизнь многообразна, поэтому и информация на блоге, я надеюсь, будет интересна широкому кругу читателей.

    Видео

    Избранное видео

    Twitter

    Наш микроблог на Twitter

    ФОТОКОЛЛЕКЦИИ

    Подпишись на меня в Pinme

    ИНСТАГРАМ

    Instagram

    Моя лента на Twittere

    Погода

    Погода от Метеоновы по г. Стрежевой